Как выбрать тренера по бильярду?
Тренер – это наставник, и самая главная его функция заключается в наставлении игроков. Под наставлением можно подразумевать многое, но для новичков это обычно способность человека увлечь, привить любовь к спорту или увлечению, открыть новые грани бильярда.
От опыта и мастерства наставника по бильярду во многом зависят успехи и достижения его подопечных. Нередко новички, отслеживая успехи профессионалов, без раздумий отправляются к ним на мастер-классы или в школы бильярда, открываемые такими именитыми игроками. Но достаточно ли превосходно играть и побеждать на мировых соревнованиях для занятий преподавательской деятельностью? Для ответа на вопрос необходимо сначала определить, какие именно функции у тренера, какие задачи он должен решать в процессе обучения.
Функции и задачи тренера по бильярду
Тренер – это наставник, и самая главная его функция заключается в наставлении игроков. Под наставлением можно подразумевать многое, но для новичков это обычно способность человека увлечь, привить любовь к спорту или увлечению, открыть новые грани бильярда. Т.е. тренер должен сам безгранично любить бильярд – в противном случае он не сможет увлечь своих учеников.
На начальных этапах задача тренера (как в профессиональном, так и в любительском бильярде) заключается в передаче и закреплении основ техники и правил. Если с правилами, этикетом еще всё понятно, то в отношении технического аспекта нужно дать пояснения. Техника, т.е. всё, что напрямую касается совершения ударов, а не выбора стратегии, включает в себя доскональное изучение:
- стойки;
- положения рук до, во время и после выполнения удара;
- движения, умения чувствовать и правильно выбирать силу удара.
Если у игрока сформируется неправильная постановка удара, и тренер не обратит на это внимание, то впоследствии моторика может уже закрепиться до автоматизма, и исправить технику будет крайне тяжело. Т.е. тренер должен безупречно владеть техникой, быть, как минимум, техничным игроком.
Бильярд помогает развить разные качества у игроков, многие из которых, так или иначе, связаны с правильным психологическим настроем, самоконтролем, дисциплиной. Но как же их развивать, если на занятиях будет только отработка техники, постановка ударов и изучение стратегий, стилей? Правильно – никак. Поэтому идеальный тренер должен обладать навыками психолога. Особенно это важно в профессиональном бильярде, где на спортсменов до, во время и после соревнований оказывается колоссальная психологическая нагрузка, и при отсутствии должной поддержки со стороны наставника у профи могут случаться «срывы».
Естественно, что только техникой и психологией бильярд не ограничивается. Тактика – один из важнейших аспектов игры. Под тактикой следует понимать следующее:
- Анализ игры соперника и собственной игры, оценку уровня, «слабых» и «сильных» сторон.
- Умение анализировать собственные ошибки в каждой партии.
- Выбор оптимальной стратегии, тех или иных ударов в зависимости от стиля игры противника.
Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что хороший тренер – отличный стратег и аналитик. Но это не означает, что наставник должен всё всегда анализировать за игрока, тщательного готовить тактический план на каждую игру соревнования, хотя такие обязанности, функции у него и есть. Напротив, тренер должен учить бильярдиста мыслить – как за бильярдным столом, так и за его пределами. Иначе какой смысл в обучении, если игрок так и не сможет самостоятельно выявлять допущенные тактические ошибки.
Итак, ответ на ранее поставленный вопрос – может ли профи стать идеальным тренером? Теоретически может, но это не является обязательным. Ведь далеко не каждый профессиональный бильярдист обладает достаточными психологическими, педагогическими, тактическими навыками, необходимыми для ведения тренерской деятельности.
Рекомендации по выбору тренера
Ниже предлагаем ряд рекомендаций, которые помогут начинающему игроку и любителю выбрать хорошего наставника:
- Предварительный сбор информации. Не стоит доверять рекламе и пиару в интернете, хотя это и является одним из основных источников информации. У тренера должны быть реальные заслуги и награды, с которыми ученик может ознакомиться лично – отличный наставник не будет скрывать свои достижения.
- Симпатия – неотъемлемый элемент для результативных занятий. Да, впоследствии игрок может спорить с тренером, ругаться, даже ненавидеть, но это всё будет потом, и это вполне нормально для партнерских отношений, когда один человек в профессиональной сфере помогает другому. Если же при первоначальном общении, личной встрече возникает некая неприязнь, недоверие, то лучше найти другого мастера для занятий.
- Лучше – индивидуальные занятия, чем групповые. Не у каждого профессионального тренера найдется много свободного времени, но если есть возможность на начальных этапах заниматься индивидуально, то выбирайте именно этот вариант, даже при существенно большей стоимости услуг. Позднее можно всегда будет продолжить занятия в группе.
Когда же вы определитесь с наставником, то обязательно уясните себе – доверять нужно будет во всем. Тренер подскажет, что вам лучше всего будет купить в магазине бильярда, как тренироваться, что отрабатывать в первую очередь и пр. Доверие – основа успеха в отношениях между учеником и тренером.