Комбинированная пирамида (Московская или Сибирка)
Комбинированная пирамида (Московская или Сибирка)
Комбинированная пирамида, которую также называют «Сибирка» или «Московская пирамида» по правилам заметно отличается от «Американки». Игра ведется только одним шаром (битком). При сыгрывании битка («свояка») соперник снимает любой шар по своему выбору с поля и кладет его на полку забившего. Биток выставляется обратно на стол (в дом) для дальнейшей игры. Цель игры – первым набрать 8 забитых шаров.
- Расстановка шаров
Игра начинается с расставления шаров на поле. Расстановка стандартная – пирамида из 15 шаров ставится вершиной на задней отметке, а биток располагается в доме. Игрок, получивший право на первый удар производит разбитие пирамиды.
- Право первого удара
Право первого удара определяется розыгрышем. Игроки располагаются у коротких бортов и посылают шары к дальнему борту, стараясь, чтобы биток вернулся и встал как можно ближе к борту, от которого проводился удар (к переднему борту). Выигравший розыгрыш игрок, получает право выбора: разбить пирамиду самому или предоставить это сопернику. Разбивая пирамиду, игрок наносит удар из дома, соблюдая при этом установленные правила разбития. То есть либо забить шар, либо чтобы после удара как минимум три шара коснулись бортов, либо чтобы один из прицельных шаров пересек центральную линию, а бортов коснулись два шара.
- Если пирамида разбита неправильно
Если пирамида разбита не по правилам, то соперник имеет право:
- продолжить игру по ситуации на столе;
- предложить нарушителю продолжить игру;
- расставить пирамиду заново и разбить ее самому;
- предложить нарушителю провести разбитие заново.
- Игра
Игра ведется только одним битком (отличным по цвету от других шаров, обычно красным или желтым), при этом сыгрывать можно как «своего» так и «чужого» шара. В случае забития битка соперник снимает со стола любой шар по своему выбору, а забивший получает право на удар битком из дома. Объявлять заказ, из которого явно следует какой шар в какую лузу будет сыгран - не требуется. При правильно произведенном ударе засчитываются также все шары, которые упали в лузы. Если ни один из шаров не был забит, происходит переход хода от одного игрока к другому. Также переход хода осуществляется в случае неправильно произведенного удара, вылета шаров или другого нарушения правил игры.
За каждый забитый шар игроку засчитывается одно очко. При нарушении правил игры в комбинированную пирамиду очко добавляется к текущему счету соперника. Штрафные шары при нарушении правил соперник снимает со стола и кладет на свою полку. При этом снятие штрафного шара производится только после выставления всех забитых не по правилам или вылетевших шаров. Если при ударе биток покинул пределы бильярдного стола, то соперник производит удар с руки из дома.
За каждый правильно забитый в лузу шар игроку засчитывается одно очко. Правильно забитым считается шар, сыгранный в лузу в соответствии с правилами. Но, в комбинированной пирамиде, в силу того, что игра ведется одним шаром, заметную роль играет отыгрыш. То есть такой удар, когда не ставится цель забить шар. Игрокам следует придерживаться определенных правил при отыгрыше. В этом случае биток или прицельный шар должен коснуться борта и после этого коснуться другого борта, или заставить коснуться борта другой шар или задеть шар, стоящий вплотную к борту, или пересечь центральную линию стола, или заставить пересечь ее другой шар. Если при отыгрыше шар изначально пересекает центральную линию, то он должен коснуться борта, либо довести до борта другой шар, либо коснуться шара, который стоит вплотную к борту.
- Штраф
В случае нарушения правил к текущему счету соперника нарушителя прибавляется одно очко. Игрок может быть оштрафован на шар если он нарушит одно из следующих правил игры:
- при ударе биток не задел ни одного из прицельных шаров;
- игрок произвел начальный удар неправильно;
- игрок начал следующий удар до завершения предыдущего;
- произведен неправильный удар кием по битку;
- при нанесении удара по битку игрок оторвал обе ноги от пола;
- при запрещенном касании шаров;
- при нанесении двойного удара;
- игрок сделал удар пропихом (затянул контакт наклейки кия с битком вплоть до соударения (касания) битка с прицельным шаром. В таком случае, когда биток стоит вплотную к прицельному шару необходимо произвести удар так, чтобы траектория движения битка не совпадала с траекторией прицельного шара, либо провести удар вразрез с линией центров соприкасающихся шаров под углом не менее 45 градусов);
- при неправильно завершенном ударе;
- при выскакивании битка или любого прицельного шара за борт;
- игрок намеренно замедляет игру;
- игрок вмешивается в игру соперника.
Примечание. За несколько одновременных нарушений игрок штрафуется только один раз.